Иконостас
  • Кисти крупнейших русских мастеров - жалованных царских иконописцев Оружейной палаты Григория Зиновьева, Николая Соломонова и Василия Леонтьева принадлежала роспись величественных резных иконостасов, установленных в трех приделах храма. После прекращения в храме Богослужений иконы были вывезены, и современное местонахождение этого бесценного собрания остается неизвестным. Из святынь храма сохранилась лишь одна - Казанский образ Божией Матери на западной наружной стене на главным входом в храм.


      К счастью, мы можем точно назвать имена царских жалованных иконописцев, создавших иконописное богатство Узкого: Григорий Зиновьев - самый талантливый и близкий ученик знаменитого Симона Ушакова, Николай Соломонов и Василий Леонтьев, обладавший не только замечательным иконописным, но и незаурядным певческим дарованием.

      Самым признанным из царских иконописцев того времени являлся, без сомнения, Григорий Зиновьев. Будучи крепостным, он был отдан своим помещиком в ученики Симону Ушакову. Видимо, в доме Ушакова и жил Григорий, пока не стал самостоятельным мастером, не только обучаясь иконописному мастерству, но и возрастая духовно.

      Достигнув определенного духовного уровня и зрелости иконописца, Григорий Зиновьев по ходатайству своего учителя был выкуплен у помещика Оружейной палатой и сразу - что бывало крайне редко - определен жалованным иконописцем, общее число которых никогда не превышало 20 человек и все они были выдающимися мастерами.

      Для жалованных царских иконописцев, как, вероятно, и для зодчего О.Д. Старцева, Казанский храм стал последним крупным творением: предпочтение явно стало отдаваться произведениям, создаваемым по западным образцам. Иконостасы "соборной церкви в Узком" - последняя большая работа иконописцев Оружейной палаты. Первый ее этап был завершен, как явствует из документа, осенью 1697 года, дописывались образа в течение зимы, а уже в апреле 1698 года царские жалованные иконописцы Николай Соломонов и Василий Леонтьев "торговали на Ивановской площади "печатной" бумагой непрестанно и в воскресные дни и в Господские праздники".

      "К концу XVII века, - с горечью пишет А.И. Успенский, - царские иконописцы, можно сказать, сошли на нет". Последним шедевром школы царских изографов стали иконостасы Казанского храма в Узком.

  • По благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго в храм переданы из Фонда "Сохранение" отреставрированные иконы, и здесь вновь начинается их благодатная жизнь.В настоящее время в Казанской церкви установлен резной иконостас работы современных мастеров из Палеха.


 
Сайт управляется системой uCoz