Церковно-певческая школа


  • В 1990 году в Казанском храме была создана Церковно-певческая школа, положившая начало приходу и уникальному детскому церковному хору.



  • Преподаваемые дисциплины:

      Основы христианской нравственности, Церковное Богослужебное пение и чтение, Церковный устав, Церковно-славянский язык, Православная педагогика. Осуществляются занятия Регентского класса.

    Руководит школой настоятель храма Архимандрит Петр Поляков.

    Духовник школы - протоиерей Димитрий Толкачев. Воспитателей - 4.



  • Хор Церковно - певческой школы Казанского храма в Узком является постоянным участником Патриарших Богослужений, ежегодно проводимых фестивалей Православной музыки, праздников "Пасха в Кремле", создателем ряда концертных программ, с которыми его воспитанники выступали во многих городах России и за рубежом: в Греции, Святой Земле, на Кипре, в Италии.


Из восплминаний настоятеля
Казанского храма в Узком
Архимандрита Петра

  • ....в августе 1990 года храм Казанской иконы Божией матери в Узком был возвращен Церкви, и Святейший Патриарх Алексий назначил меня его настоятелем.


    Постепенно стала налаживаться приходская жизнь. На первом же Приходском собрании было решено создать детский церковный хор. Эту счастливую мысль первой высказала матушка Валентина Федоровна Толкачева, с которой я познакомился на Сергиев день 8 октября 1990 года. Первое занятие состоялось 2 декабря 1990 года. В клубе санатория "Узкое" собрались первые воспитанники нашего хора: Василисса Толкачева, Света Матвиенко, Злата Воробева, Марина Объедкова, Татьяна и Маша Строгановы, Маша Горохова, Юля Комаркова, Катя Корноухова.

      В начале занятия больше походили на игру, но чувствовалось, что дети все время ждут настоящей профессиональной работы. Мне же было трудно преодолеть психологический барьер. Казалось, что работа с детьми - это что-то несерьезное. Меня переубедил Дмитрий Сергеевич Лихачев, который в те годы регулярно отдыхал в санатории "Узкое". Он говорил, что надо всегда смотреть чуть дальше горизонта: рано или поздно храм будет открыт, и уже сейчас надо думать о том, придет ли сюда народ Божий; дети самые благодарные и благодатные прихожане, где дети - там всегда радость, там жизнь, там будущее прихода.

      Так и получилось! Храм, еще закрытый, стал для всех нас вторым домом. Требование, которое стало обязательным для всех, одно - всегда помнить, что каждый, независимо от возраста, ответственен за храм, за все, что происходит в нашей церковной семье.

    В апреле 1991 года неожиданно для меня наш хор пригласили для участия в Патриаршем Пасхальном празднике, который должен был состояться в Колонном зале. Это была большая честь для нашего хора и я стал готовить концертную программу. Поначалу дети, а более всего родители, были несколько растеряны от того, что занятия стали проходить в очень динамичном и интенсивном режиме. Но отступать было некуда, Патриарший праздник неумолимо приближался и всем нам хотелось достойно предстать перед Святейшим Патриархом и всей православной Москвой.

    Наши усилия не прошли даром - мы подготовили пасхальную литературно-музыкальную композицию. Тон всему нашему выступлению задавала четырехлетняя Олечка Толкачева, она читала стихи с таким выражением и так искренне, что была отмечена лично Его Святейшеством.

    С тех пор наш хор нашей Церковно-певческой школы стал постоянным участником всех детских церковных праздников. В июне наши дети отправились на теплоходе в паломническую поездку на Валаам - это был поистине Патриарший подарок.

    Молиться я ходил в Донской монастырь, только что возвращенный Церкви. И здесь у мощей Святейшего Патриарха Тихона наместник монастыря архимандрит Агафодор предложил мне вместе с хором служить в храме Михаила Архангела позднюю литургию. Это была замечательная школа для наших детей. Здесь под благодатным покровом Донской иконы Пресвятой Богородицы они начали свое служение Богу, которое продолжалось более года, продолжается до сих пор, и надеюсь, не прекратиться никогда.



  • Совершение регулярных богослужений в храме потребовало более серьезной профессиональной подготовки и совсем недетских трудов от юных воспитанниц нашей Церковно-певческой школы.

      В сентябре 1992 года в наш храм был принят мужской хор под управлением Владимира Стрельбицкого. Участниками хора были студенты консерватории и учащиеся Хорового училища. Хор этот был хорошо организован, регент прекрасно знал службу и церковный Устав. Приход юношей оживил обстановку в нашем девичьем хоре. Несмотря на то, что поначалу обе стороны не принимали друг друга всерьез, между хорами возникла здоровая конкуренция. Естественно, через некоторое время, когда все "аргументы" были исчерпаны, я предложил объединить усилия обеих сторон. Поначалу мое предложение вызвало снисходительное недоверие у юношей. Они усомнились в целесообразности объединять "высоких профессионалов" с "любителями". Однако, первые же занятия показали, что "высокие профессионалы" во многом уступают "любителям" именно в профессионализме. Девочки к этому времени не только свободно владели музыкальным материалом (гласовое пение, обиход), но также читали за богослужениями. Таким образом, к декабрю оба этих коллектива были объединены в один хор. С этого времени и начинается новая славная страница в истории нашего хора.

    Хор очень быстро прогрессировал в своем профессиональном развитии. В октябре 1993 года наш хор совершил успешную зарубежную поездку в Италию. Во время поездки в Италию ко мне несколько раз обращались с просьбой дать кассету с записью нашего хора. Я к этому времени уже имел опыт создания подобных записей: в 1987 году, в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, я записал с хором Новодевичьего монастыря, регентом которого тогда являлся, альбом из двух пластинок на 72 минуты чистого звучания. Эта запись, удостоенная впоследствии премии ЮНЕСКО, потребовала от меня немалого творческого напряжения, и главное, я хорошо знал, что подобное предприятие стоит очень больших финансовых затрат.

    Поэтому на подобные просьбы я большей частью отшучивался, однако, друзья нашего храма и хора воспринимали мои ответы совершенно серьезно, и перед самым отъездом из Италии мне было предложено подготовить все необходимое для записи и сообщить какая сумма будет необходима для ее осуществления Сразу же по возвращении в Москву я проделал всю необходимую подготовительную работу, была разработана схема финансирования, и в течение ноября месяца, за неделю, мы записали программу "С нами Бог".

    Запись была сделана лучшими звукорежиссерами Европы классической музыки - профессором И.П. Вепринцевым и Е.А. Бунеевой. О профессиональном уровне Игоря Петровича и Елены Алексеевны говорит тот факт, что их всегда приглашал на свои записи С.Т. Рихтер, а дирижер Г. Рождественский все свои записи делает только с ними. Эти мастера, прежде, чем дать согласие на осуществление записи, обязательно прослушивают исполнителя, и, если его творческий и исполнительский потенциал не соответствует их высочайшим критериям, то никакой гонорар не заставит их сотрудничать с ним. Для нас была большая честь, что эти мастера с мировым именем сделали запись нашего хора, которая стала своеобразной визитной карточкой нашего храма и прихода.



  • На второй день Рождества Христова, 8 января 1994 года наш хор впервые спел службу за Патриаршим богослужением в Успенском соборе Кремля, и стал постоянным участником богослужений, которые совершал в Кремле Его Святейшество.



 
Сайт управляется системой uCoz